Музей наивного искусства удивляет по-настоящему. Это – единственный в Суздале музей не суздальской тематики.

Музей наивного искусства России в Суздале
Открыв тяжёлую дверь Успенской трапезной церкви, я попала на лестницу, ведущую вверх.
Поднялась на второй этаж – и вошла в просторный зал с картинами.
Музей наивного искусства в Суздале – первая постоянная выставка творений художников-самоучек, искусство которых из-за непрофессионализма (в смысле не учились рисовать в школах да академиях) назвали наивным. Их картины напоминают детские рисунки: непосредственные, яркие, с нарушениями пропорций, нестандартной композицией. Но такие живые, как и рисунки детей.
Это самая крупная в России коллекция работ наивных художников, которую начали собирать ещё в 70-х годах прошлого века. Картины художников-самородков искали по всей стране.
Мне кажется, такой музей даёт немалую надежду всем, кто не умеет рисовать и при этом очень хочет. Кажется, некоторые из этих картин могла бы нарисовать даже я. Да не, что там. Такое могла бы нарисовать даже моя младшая дочка. Ну вот, например, картина Л.М. Майковой «Масленица». Будто ребёнок рисовал. Но нет. Годы жизни художницы 1899-1998. А написала она эту картину в 1988 году, когда ей было 89 лет! Подумать только! А прожила Майкова без малого сто лет. Кто знает, может быть, потому что вот так легко и по-детски умела смотреть на жизнь?

Майкова Л.М. Масленица. 1988 год
А вот ещё одна картина Л.М. Майковой «На муромской дорожке». Её она тоже нарисовала в 89 лет.
Всё такой же примитивный стиль.
Майкова Л.М. На муромской дорожке. 1988 год
При этом есть и довольно красивые картины, которые не отличишь от кисти профессионала. Мне непонятно, почему отнесены к наивному искусству. Только потому, что человек не художник по образованию? Вот, например, картина Попова Г. И. «Ранний снег» – красивая же, правда? Художник 1939 года рождения, а картину эту написал в 70-х годах прошлого века. Решайте сами – можно ли такое искусство назвать наивным.

Попов Г.И. Ранний снег. 70-е гг. ХХ века
Мне кажется, наивное искусство и искусство художников-самоучек – это не совсем одно и то же. Ведь многие профи рисовали в стиле наивного искусства и примитивизма намерено. Да и сейчас пытаются рисовать. Только вот редко у кого получается. Профессионалу такие картины даются с трудом. Как говорится, образование мешает. Не хватает яркости, полёта мысли, нестандартного мышления.

Еленок Т.Д. Сказка и быль. 1970 год
Ну вот сами смотрите. Картина «Русская зима». Автор Еленок Т.Д. 1930 года рождения. Нарисована картина в 1986 году.

Еленок Т.Д. Русская зима. 1986 год
На картине изображён Праздник русской зимы. В центре стола – огромный самовар, сцена устелена домотканными дорожками. Какой-то странный плакат с куда-то плывущими на ладье людьми и с надписью Атомэнергоэкспорт латинскими буквами. Снеговик держит керосинку в виде павлина и надписью ГОЭЛРО. Плакат со стыковкой Союза-Аполлона. А на переднем плане – памятник часовому в будёновке. И столько всего умещено в этой картине, что просто диву даёшься.
Ещё одна картина на тему праздника. Автор – тот же. Работа называется «Фольклорный праздник в Суздале», но почему-то тут ВДНХ со 140 тысячами солнц, серп с молотом, Ленин, Дед Мороз со Снегурочкой, Данко и Данила-мастер из «Малахитовой шкатулки», и надписи: коммуна, сувениры, пряники, фольклор, былина, БАМ и даже inturist. Правда, картины этого автора напоминают лоскутное шитьё Суздаля?

Еленок Т.Д. Фольклорный праздник в Суздале. 1983 год
А вот картина Кусочкина Г.П. «Ух, масленица» 1988 года с импровизированным отечественным кентавром, везущим сани с людьми. На заднем фоне – деревня, все гуляют, веселятся. Годы жизни художника 1947- 2005.

Кусочкин Г.П. Ух, масленица. 1988 год
А на следующей картине – чаепитие. Казалось бы, что может быть интересного в чаепитии? На эту тему нарисовано немало скучных картин. А вот яркая картина Г.П. Кусочкина «Чай пьём» нисколько не похожа на кустодиевских купчих за чаем. Она абсолютно взрывная, атмосферная, как будто сумасбродные фильмы Эмира Кустурицы. На доме лозунг «Чай едим и пьём, на чаю растём!» А если вглядываться в детали, так только от одной отлётной полки крыша может съехать. Стоит там, на этой крыше, женщина с ребёнком. Провожают дельтаплан, летящий в Индию за чаем.

Кусочкин Г.П. Чай пьём. 1987 год
В степи растянут половик и рядом надпись: «Половик только для посадки ветролётов». Сногсшибательная фантазия. Такие картины надо разглядывать в оригинале.
Картина П.П. Леонова «Ярмарка» тоже привлекает внимание множеством деталей. Но уже больше напоминает деревенский ковёр. И замыслом попроще.

Леонов П.П. Ярмарка. 1994
Картина Н. Комолова «Одинокая гармонь» 1982 года. В ней – лирика деревенской жизни. Мужчина, идущий в ночь с гармонью, прочь от дома. В распахнутом окне – женщина, в другом – силуэт ребёнка. То ли праздник, то ли горе, непонятно… За гармонистом бежит собачонка, облаивая его. Годы жизни художника 1925-1983.

Комолов Н.А. Одинокая гармонь. 1982
Ржанников М.А. «Охота на кабана». Годы жизни художника 1830-2004. Написал картину в 1985 году.

Ржанников М.А. Охота на кабана. 1985
Картина Пластинина В.В. (1907-1983) называется «Боголюбово». На ней одновременно можно увидеть и станцию Боголюбова (кстати, этот домик уже снесли), и храм Покрова на Нерли, и Свято-Боголюбский монастырь. Художник-реалист никак бы не смог уместить всё это на одной картине. Хот бы потому, что объекты немного не так расположены, их не видно все одним взором. Картина написана в 1979 году.

Пластинин В.В. Боголюбово. 1979
Его же работа «Ополчение Минина и Пожарского», 1977 год.

Пластинин В.В. Ополчение Минина и Пожарского. 1977
А вот работы В.Ф Мизинова (1946 год рождения): «Кот Пушок» 1992 года,

Мизинов В.Ф. Кот Пушок. 1992 год
«Цветы в корзине» 1996 года

Мизинов В.Ф. Цветы в корзине. 1996 год
и «Колдун» 1997 года.

Мизинов В.Ф. Колдун. 1997
Ну и напоследок – красивая картина П.И. Березовского (1907-1986) «Окрестности Томска», написанная в 1974-1976 годах.

Березовский П.И. Окрестности Томска. 1974-75 гг.
Кстати, по этой выставке я гуляла одна. Мои сотоварищи по экспедиции на Золотое кольцо категорически отказались туда идти. Ну что же, не каждый может понять наивное искусство. А мне понравилось! А главное, наконец-то я узнала, в каком стиле мы рисуем с детьми. И ещё очень радует то, что отсутствие специального образования не мешает настоящим творческим людям показывать свой взгляд на мир. Да ещё и становиться признанными художниками.

Картина Е.М. Бабакова «Церковь Ильи Пророка» 1980 г. Музей наивного искусства России
И, знаете, я заметила, что у наших людей нет особого интереса к этой выставке. Люди заглядывают и прямо с порога спрашивают: «А тут что, всё такое?» Разворачиваются и уходят. Даже посмотреть им не интересно.

Вид из окна музея на звонницу
А ведь музей очень необычный. Я раньше такого не видела. Настоящий наивняк. Говорят, что иностранцы сюда заходят с огромным интересом. А когда эта выставка ездила по заграницам, то пользовалась там большим успехом. Ну где ещё такое увидишь. А искусствоведы утверждают, что наивное искусство вымирает. Нет больше таких наивных творцов. Есть только художники, которые косят под наивных. Но то совсем не то. Чувствуется, что у них не настоящий наивный взгляд на мир. А ведь одни из самых ярких представителей наивного искусства – из России. Не зря же наша соотечественница Елена Волкова так знаменита во всём мире. И ведь тоже умерла на 98-м году жизни. Увлечённые люди живут долго.

Картина Елены Волковой (не из коллекции Музея наивного искусства в Суздале)
Как найти Музей наивного искусства: Владимирская область, город Суздаль, Спасо-Евфимиевский монастырь, Успенская трапезная церковь.

Успенская церковь XVI века Спасо-Евфимиева монастыря
Сколько стоит: вход в музей всего лишь 30 рублей. Обязательно стоит посетить, если хоть немного интересуетесь искусством.
Свежие комментарии