Валентин Гафт родился на Украине, под Полтавой, в простой еврейской семье: его отец служил адвокатом, а мама была домохозяйкой, она вышла из большой многодетной семьи и не имела даже образования. В июне 1941 отец ушел на фронт добровольцем и вернулся в 44-ом с сильным ранением, но живой, в отличие от многочисленных маминых братьев, из которых никто не выжил.

В старших классах школы Гафт стал играть в школьной самодеятельности.«Мне доставались только женские роли, потому что кто-то же должен был их играть, а школа мужская. Роль невесты в чеховском «Предложении» считаю своим лучшим достижением!», - рассказывает он сам. После поступил в школу-студию МХАТ и уже на втором курсе снялся в эпизодах у двух гениев советского кино – в «Убийстве на улице Данте»Михаила Ромма и «Поэте» Бориса Барнета. После окончания Школы-студии недолго прослужил в Театре имени Моссовета, затем "скитался" по театрам, появлялся в кино и только в 1969 году прочно осел в «Современнике». Здесь же в 2001 году состоялся и режиссерский дебют Гафта.

В кино Валентин Гафт стал знаменитым прежде всего благодаря ролям «злодеев» (отчего-то считалось, что он обладает ярко выраженной отрицательной харизмой). Бешеную популярность принесли актеру роли председателя гаражного кооператива Сидорина в социальной комедии Эльдара Рязанова «Гараж» и директора института НУИНУ Апполона Митрофановича Сатанеева в новогодней комедии «Чародеи». Но главная черта персонажей Гафта – это совсем не злобный нрав: в его фильмографии больше всего как раз-таки лирических, тонких, сомневающихся, болезненно чувствительных героев. Их всех роднит редкостная, безусловная интеллигентность – ум и наблюдательный взгляд Гафта невозможно завуалировать.

Сегодня Валентин Иосифович продолжает играть на сцене, записывает аудиоспектакли, издает книги, пишет стихи - его остроумные эпиграммы все чаще гуляют по интернету (правда, самые злые из них, про Михалковых и Безрукова, не принадлежат его перу, а почему-то приписываются ему). Гафт не дает о себе забывать, и это большое счастье. Ведь он вызывает восхищение не только как большой талантливый артист, но и как человек, способный быть жизненным ориентиром для многих из нас. Мы уважаем и любим его за мудрый взгляд на мир, за достоинство, с которым он терпит невзгоды жизни, за ум, самоиронию, скромность, работоспособность, за гражданскую позицию, и да, черт побери, за неиссякающую мужскую красоту, за эту обаятельную грусть в глазах, которая не может не отозваться в женском сердце.
С днем рождения, дорогой Валентин Иосифович! Будьте с нами, пожалуйста, всегда!

В честь юбилея артиста предлагаем вам подборку картин с его участием из фильмотеки Кино-театра.
Чтобы начать просмотр, достаточно просто кликнуть на название фильма в этом тексте.
«Поэт», 1956
«Русский сувенир», 1960
«Интервенция», 1968
«Калиф-Аист», 1968
«Семейное счастье», 1969
«Семнадцать мгновений весны», 1973
«Иван да Марья», 1974
«Москва, любовь моя», 1974
«Здравствуйте, я ваша тётя», 1975

«Бешеное золото», 1976
«Повесть о неизвестном актере», 1976
«Девочка, хочешь сниматься в кино?», 1977
«Схватка в пурге», 1977
«Короли и капуста», 1978
«Гараж», 1979
«О бедном гусаре замолвите слово», 1980
«Пёс в сапогах», 1981
«Гонки по вертикали», 1982
«Таможня», 1982

«Чародеи», 1982
«По главной улице с оркестром», 1986
«Путешествие мсье Перришона», 1986
«Фуэте», 1986
«Жизнь Клима Самгина», 1986-1988
«Визит к Минотавру», 1987
«Забытая мелодия для флейты», 1987
«Аэлита, не приставай к мужчинам», 1988
«Визит дамы», 1989

«Ночные забавы», 1991
«Небо в алмазах», 1999
«Нежный возраст», 2000
«12», 2007
«Семейный дом», 2010
«Утомленные солнцем 2: Предстояние», 2010
«Жизнь и приключения Мишки Япончика», 2011
«Осенние цветы», 2009

Свежие комментарии