На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В мире прекрасного

5 692 подписчика

Свежие комментарии

Изящество кривой раковины: что нужно знать о рококо в искусстве

Изящество кривой раковины: что нужно знать о рококо в искусстве

Что такое барокко, знают все: по крайней мере, все мы слышали уже увязшую в зубах фразу «причудливые формы барокко», которая в полной мере объясняет основной принцип этого стиля. Гармония и порядок классицизма подверглись – тут пусть каждый подберет слово в зависимости от собственных пристрастий – поруганию/изменению/усовершенствованию.

Барокко стремилось украсить и усложнить все, к чему прикасалось: литературу, живопись, архитектуру. Витиеватые словесные конструкции, роскошные дворцы, богатые и контрастные цветовые палитры – это и есть барокко во всей красе.

Стиль рококо существовал наряду с классицизмом и барокко в XVIII веке. Это, кстати, было уникальное время: нельзя сказать, чтобы какое-то определенное направление превалировало, они все были практически на равных. И это притом, что отличия довольно велики.

Родоначальниками рококо принято считать французов. В 20-х годах XVIII века появилось это слово, отсылающее нас к понятию «рокайль» - изогнутой декоративной раковине с непривычными, причудливыми формами. Изощренность и страсть к украшению барокко сохранилась, однако мотивы мощи и величия сменились более интимными, утонченными, чувственными, эмоциональными. Мне кажется, сложно придумать более французский стиль в искусстве, чем рококо. Впрочем, интерес к рококо переняла и Европа, так что вторую половину XVIII века вполне можно назвать стилем рококо.

Легкомысленность рококо (опять же, в противопоставление тяжелому барокко) – основная черта стиля. Это искусство гедонистов и повес, любителей праздников и мимолетных любовных интриг.

При этом рококо не лишено глубины и подтекстов, а уж в мастерстве представителей этого направления сомневаться точно не приходится.

Представителями рококо в живописи были Буше, Ватто и Фрагонар. При всей насыщенности деталями, их картины создавали впечатление легкости, воздушности – во многом благодаря цветам и умелому подходу к построению композиции. Портреты, пейзажи, исторические и бытовые сцены, написанные в эпоху рококо, поражают своей реалистичностью. Несмотря на некоторую беллетризированность, незамысловатость сюжетов, их все равно разглядываешь долго и пристально – как работы, например, старых мастеров. Здесь нет высокой морали, тут не увидишь нищих или уродливых людей, но и в этом идеализированном, светском, даже гламурном мире есть свои нюансы, которые интересно изучить. Живопись рококо – это не просто услада для глаз, но история, отражение эпохи и ее нравов.

Посмотрите на «Портрет Мадам де Помпадур» Франсуа Буше. Здесь изображена икона стиля: мы видим даму, и по ее облику можем судить о нравах, пороках и страстях людей XVIII века не хуже, чем по учебнику истории.

Изящество кривой раковины: что нужно знать о рококо в искусстве

Что касается интерьеров в стиле рококо, то тут есть некое несоответствие. При том, что здесь, опять же, множество мелких деталей и украшательств (посмотрите на эти чудесные кушеточки с шелковым покрытием, на которых расслабленно лежали дамы, обмахиваясь веерами и пощипывая гроздья винограда), вся эта мебель и прочие предметы интерьера – поразительно удобные, даже уютные. Рококо ставит человеческий комфорт превыше всего.

Мой любимый литературный образец эпохи рококо – мемуары Джакомо Казановы. С одной стороны, это развлекательная эротическая проза, с другой – глубокое и ироничное описание нравов эпохи, увлекательная автобиография человека, который мог бы стать священником, а стал... Сами знаете кем. Казанова описывает знаковые лица и события, происходившие на самом деле, и это прекрасная историческая справка. Его мемуары в итоге повлияли на большое искусство, в том числе и современное: например, Феллини снял о нем прекрасный фильм, а немецкий романтик Гофман буквально цитирует тексты Казановы в своих произведениях (вспомните ловеласа кота Мура).

Особенно я люблю мемуары Казановы за контрасты: прекрасное здесь соседствует с отвратительным, низкое с высоким – как и во всем рококо. Рококо – стиль противоречий, с виду изысканный и идеальный, скрывающей под этим внешним великолепием этические вопросы и проблемы свободы. В этом смысле рококо – обратная сторона Просвещения, и чтобы понять этот стиль, нужно хорошенько изучить «кривую раковину». А изучать ее – одно удовольствие.

Изящество кривой раковины: что нужно знать о рококо в искусстве
Ссылка на первоисточник
наверх